Пояснительная записка.
В «Концепции модернизации Российского образования» сформулированы важнейшие задачи воспитания несовершеннолетних: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда.
Гражданское и патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности выполнения гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины.
Патриотическое воспитание — это систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга, любви к малой Родине. Оно строится на следующих принципах:
— открытости для творческого использования педагогами школы;
— субъектной позиции учащихся;
— воспитание через социально-значимую деятельность;
— интеграции усилий всех заинтересованных организаций и учреждений;
Программа ориентирована на все возрастные группы учащихся, коллектив педагогов и родителей учащихся.
При разработке программы учитывался опыт деятельности образовательного учреждения, современная образовательная ситуация, тенденции развития школы и социальный заказ государства
Цель и задачи программы
Основной целью программы является совершенствование системы патриотического воспитания в школе, способствующей формированию у учащихся школы высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
— воспитание патриотизма и чувства долга перед Родиной;
— подготовка к выполнению основных социальных ролей в обществе — защитника Родины, семьянина, труженика и др.;
— формирование политической, нравственной и правовой культуры личности;
— воспитание в духе мира, уважения прав и свобод человека и гражданина;
— привлечение к участию в патриотическом воспитании общественные организации.
Основные направления по реализации программы патриотического воспитания учащихся школы.
1. Разработка мероприятий, направленных на патриотическое воспитание в урочное время.
2. Внеурочная деятельность как условие воспитания патриотизма у школьников.
3. Система работы с педагогами и родителями по патриотическому воспитанию.
4. Экскурсионная, лекционная и просветительская работа с учащимися школы.
5.Культурно-массовые воспитательные мероприятия: проведение торжественных мероприятий, КТД.
Мероприятия
по реализации программы патриотического воспитания на 2012-2115гг.
№ п.п. |
Название мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственные |
I. Разработка мероприятий, направленных на патриотическое воспитание в урочное время |
|||
1 | Проведение уроков, классных часов по военно-патриотическому направлению. | ежегодно | Зам. директора по УВР |
учителя-предметники2Проведение тематических уроков в библиотеке, музеях.ежегодноУчителя-предметники руководитель музея
зав. библиотекой3Проведение интегрированных уроков по патриотической тематике.ежегодноЗам. директора по УВР4Проведение семинаров-практикумов на тему «Патриотическое воспитание подростков: особенности, опыт, проблемы»ежегодноЗам. директора по ВР
руководитель музея
преподаватель ОБЖ
учителя-предметники
II. Внеурочная деятельность как условие воспитания патриотизма у учащихся школы
2.1. Проведение массовых школьных мероприятий
1Проведение месячника военно-патриотической и оборонно-массовой работы, посвященного Дню защитника Отечества.ежегодноЗам. директора по ВР преподаватель ОБЖ
учитель физкультуры2Проведение бесед и экскурсий в библиотеке, музеях.ежегодноЗам. директора по ВР
кл. руководители3Участие в районных конкурсах по данному направлениюЕжегодно февральЗам.директора по ВР
Кл.руководители3Проведение встреч учащихся школы с выпускниками, проходящими службу.ежегодноЗам. директора по ВР
кл. руководители , преподаватель ОБЖ4Создание выставочных экспозиций: «Дети войны» и др.К 9Мая 2015г.Классные руководители5Организация встреч учащихся с бывшими военнослужащими.ежегодноКлассные руководители6Сбор материала о пропавших без вести в годы ВОВ односельчанах , оформление «Книги памяти» в ДК.ежегодноКлассные руководители7Проведение операции «Забота»:
- оказание помощи пенсионерам – бывшим учителям школы;
- поздравление ветеранов Великой Отечественной Войны и труда;
- поздравление ветеранов педагогического труда, учителей – пенсионеров с «Днем пожилого человека»
ЕжегодноЗам. директора по ВР
преподаватель ОБЖ
кл. руководители
8.Проведение тематических классных часов и мероприятий, направленных на воспитание гражданственности и патриотизма:
Великая Отечественная война 1812 года.
Годовщина вывода советских войск из Афганистана;
День защитника Отечества;
День космонавтики;
День Победы советского народа в Великой Отечественной войне;
День славянской письменности и культуры;
День России;
День памяти и скорби;
День молодежи;
День Государственного флага РФ;
Международный день пожилых людей;
День народного единства.
День героев России
ежегоднозам. директора по ВР классные руководители
2.2. Физкультурно-оздоровительная
и военно-спортивная деятельность
1Участие в муниципальных и региональных соревнованиях среди допризывной молодежи, в соревнованиях «Школа безопасности»ежегоднопреподаватель ОБЖ,
учитель физкультуры
2Проведение конкурсов «А ну-ка, парни» , «Богатыри земли Русской».ежегоднопреподаватель ОБЖ и учитель физкультуры4Проведение соревнований по мини-футболу, волейболу, баскетбол , стрельбе и др.ежегоднопреподаватель ОБЖ и учитель физкультуры5Участие в легкоатлетическом кроссе
«Золотая осень»
ежегодно учитель физкультуры6Участие в легкоатлетической эстафете, посвященной Дню Победы.ежегодноучитель физкультуры7Обеспечение организационного участия учащихся 10-х классов в учебно-полевых сборах.ежегоднопреподаватель ОБЖ8Реализация комплекса воспитательных и развивающих мероприятий для допризывной молодёжи.ежегоднопреподаватель ОБЖ9Проведение детско-юношеских оборонно-спортивных и туристских игр.ежегодноучитель физкультуры
преподаватель ОБЖ
2.3.Краеведение
1Встречи:
с заслуженными людьми нашего села;
ветеранами ВОВ 1941-1945 г.
вдовами погибших на войне;
воинами-интернационалистами;
призывниками;
творческими людьми;
династиями.
ежегоднозам. директора по ВР
кл. руководители
2Проведение конкурсов, сочинений, рисунков, викторин на темы:
- «Край, в котором я живу»;
- «Я — гражданин России»;
- «Есть такая профессия — Родину защищать»;
- «Государственная символика».
ежегодноучителя-предметники3Организация показа и обсуждение фильмов о войне, о современной армии.ежегодноКлассные руководители4Участие в конкурсах научно-исследовательских работ патриотической направленности среди обучающихсяежегодноучителя-предметники5.Проведение работ по благоустройству воинских захоронений погибших защитников Отечестваежегодноклассные руководители6 Подготовка и проведение мероприятий в связи с 70-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне.
2014г.-2015 г.
зам. директора по ВР руководитель музея классные руководители2.4. Общественно — полезный труд 1Проведение конкурса на самый чистый и уютный кабинетежегодноЗам. директора по ВР.2Ремонт оборудования в кабинетах и текущий ремонт помещений ОУежегодноКл. руководители
Зам. директора по ХЧ
3Благоустройство территории школы.ежегодноЗам. директора поВР
Кл. руководители
2.5. Методическое обеспечение. 1.Разработка сценариев традиционных школьных праздников: День Знаний, День Защитника Отечества, День Памяти, День Победы.ежегодно Зам.директора по ВР2.Разработка положений о различных спортивных и военно-спортивных конкурсах.ежегодноУчитель ОБЖ, физкультуры.3.Разработка инструкций по охране труда при проведении экскурсии, походов, мероприятии, соревновании.ежегодно Зам.директора по4.Проведение педсоветов, семинаров, совещаний по патриотическому воспитанию учащихся.систематическиДиректор