Программа «Одаренные дети»
Пояснительная записка
Реформирование российской системы образования обусловило необходимость формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации. В XXI веке остро встает проблема поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Важную роль в ее решении играет система образования. В законе РФ «Об образовании» и в президентской инициативе «Наша новая школа» указывается необходимость развития творческих возможностей одаренных детей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.
Активный поиск и развитие одаренных детей и талантливой молодежи должен стать одним из основных направлений программы деятельности управления образованием.
Для развития природных задатков, «дара» необходимо педагогам, родителям использовать ранние сензитивные периоды. При разработке программы «Одаренные дети» мы обозначили круг проблем по управлению развитием одаренных школьников в рамках обучения, развития и воспитания в общеобразовательном учреждении и семейного воспитания.
Цель программы:
1.Создание условия для выявления, развития и поддержки одаренных детей и обеспечения их личностной самореализации и профессионального самоопределения.
2. Разработка устойчивой системы в работе с одаренными детьми в рамках общеобразовательного пространства школы на основе современных методик и технологий обучения, воспитания и развития личности.
Задачи:
1. Создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей:
— обеспечение участия одаренных детей в предметных олимпиадах всех уровней;
— развитие и поддержка групп предпрофильного обучения, призванных работать с одаренными детьми;
— подготовка и повышение квалификации кадров, работающих с одаренными детьми;
— осуществление необходимых мероприятий по методическому и информационному обеспечению работы с одаренными детьми.
Программа состоит из разделов:
1. Информационно-методическое обеспечение процесса управления развитием одаренных детей;
2. Обеспечение технологической готовности педагогов к решению проблемы по выявлению и обучению одаренных и талантливых детей;
3. Создание условий для развития и самореализации одаренных детей;
4. Осуществление контроля управления развитием одаренных детей;
Концепция программы
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными обучающимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы
В дальнейшем будем опираться на следующее определение одаренных детей:
- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Условно можно выделить три категории одаренных детей:
- дети с необыкновенно высоким общем уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте);
- дети с признаками специальной умственной одаренности — в определенной области науки (подростковый образ).
- Обучающие, не достигшие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия представленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии учителей;
- принцип свободы выбора обучающимися дополнительных образовательных услуг,
Стратегия работы с одаренными детьми
Успешность работы с одаренными детьми во много зависит от того, как организована работа с этой категорией обучающихся в начальной школе.
1 этап — аналитический — при выявлении одаренных детей учитываются успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т.д.
Этот этап (1-4-й год обучения) характеризуется тем, что дети охотно осваивают содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей обучающихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности.
Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природе деятельности — в области художественного развития. В связи с этим целесообразно использовать часы вариативной части в обучении младших школьников на организацию творческих мастерских:
- мастерская художественного слова;
- музыкальная мастерская;
- «В мире прекрасного» (изобразительная деятельность);
- мастерская здорового образа жизни (девиз: «В здоровом теле — здоровый дух»).
Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы обучающийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах II и III ступени.
- этап — диагностический (5-9 классы) — на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.
Содержание работы с одаренными обучающимися определяется в рамках каждой учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать обучающихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. На втором этапе нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, пробуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.
На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы: ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания, педагогические мастерские и т.д
Важным фактором, влияющим на развитие одаренных обучающихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Основой такой системы выступает «погружение в культуру», функциями системы являются обучение и воспитание, а организующим началом — игра.
3этап — этап формирования, углубления и развития способностей обучающихся.
Старшая школа является особым образовательным пространством, в рамках которого, с одной стороны, завершается выполнение обществом его обязательной функции по формированию социально-адаптированной личности, а с другой стороны, реально происходит постепенная переориентация доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией системы ЗУНов к созданию условий для становления комплекса компетенций, которые рассматриваются как способности человека реализовать свои замыслы в условиях многофакторного информационного и коммуникативного пространства.
Условия успешной работы с одаренными обучающимися
1.Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
2.Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
3.Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы ОУ.
4. Включение в работу с одаренными обучающимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:
- учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющий воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренными обучающимся должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки;
- учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникшие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
- учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
- учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.
5. Учитель должен быть:
- увлечен своим делом;
- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
- профессионально грамотным;
- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
- проводником передовых педагогических технологий;
- психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
- знатоком во всех областях человеческой жизни.
Ожидаемые результаты:
• создание нормативно-правовой базы школы по программе «Одаренные дети»;
• подготовка учащихся школы для участия в предметных районных олимпиадах;
• обеспечить участие школьникам в различных районных, краевых и российских конкурсах.
Программа рассчитана на 2012-2015г.
Перечень мероприятий программы включает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям на всех стадиях создания условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, включая материально-техническое, методическое, кадровое, информационное и организационное обеспечение.
Формы работы с одаренными учащимися
- объединения дополнительного образования;
- групповые занятия с сильными учащимися;
- факультативы;
- кружки по интересам;
- конкурсы и конференции;
- предметные недели
- интеллектуальный марафон;
- участие в олимпиадах;
- спецкурсы.
Наблюдение, контроль за выполнением программы.
- Включение в план внутришкольного контроля вопросов организации и отслеживания результатов работы со способными учащимися.
- Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся творческого уровня.
- Проведение школьных и классных конференций, конкурсов, творческих отчетов.
План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети»
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Диагностика одаренных детей. | Начало учебного года | Социальный педагог |
2. | Проведение совещания по результатам диагностирования способных учащихся. Разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм учителей для одарённых детей; | ежегодно | Социальный педагогУчителя предметники |
3. | Организация патронажа между способными учащимися и учителями-предметниками | ежегодно | Заместитель директора по УВР |
4. | Расширение сети курсов по выбору с учетом способности и запросов учащихся | К началу учебного года | Администрация |
5. | Организация и проведение школьных олимпиад. | ежегодно | Администрация |
6. | Участие в олимпиадах на всех уровнях | ежегодно | Учителя предметники |
7. | Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Одаренные дети» | Май 2013-2015 | Администрация |
8. | Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми | Постоянно | Учителя предметники |
9. | Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми | Постоянно | Учителя-предметники |
10. | Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей. | ежегодно | Администрация |
11. | Организация работы научного общества обучающихся. | В начале каждого учебного года | Администрация |
12 | Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных детей | ежегодно | администрация |
13. | Творческий отчет | Ежегодно май | Администрация |
14. | Обобщение опыта работы учителей, работающих с одаренными детьми | Ежегодно | Учителя предметники |
15. | Распространение опыта работы с одаренными детьми | 2010-2014 | Учителя предметники |
16. | Проведение предметных недель | Ежегодно | Учителя предметники |
хорошая программа