Выпускное сочинение: правила, порядок проведения, концепция

Выпускное сочинение 2015: правила, порядок проведения, концепция

С 2015 года вводится выпускное сочинение в школах помимо ЕГЭ. Сейчас стали известны первые подробности.

http://gweak.ru/showthread.php?t=600
Какие темы будут на выпускном сочинении

Определён перечень тематических направлений выпускных сочинений, из которых будет выбрана тема для нового экзамена в декабре. 

Сами темы опубликуют только в день написания сочинения. Предположительно, для каждого часового пояса будет своя тема. Выпускное сочинение темы:

1. «Недаром помнит  вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова)

Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю. Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п.

2. Вопросы, заданные человечеству войной

Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе

Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы.

4. Спор поколений: вместе и врозь

Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

5. Чем люди живы?

Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы). Разработаны Советом по вопросам проведения итогового сочинения при Министерстве образования и науки.

Дата выпускного сочинения. Срок сдачи выпускного сочинения

Так получилось, что сдача и пересдача сочинений будут проходить в первые среду декабря и февраля соответственно.

Сдача итогового сочинения в 11 классе состоится 3 декабря.

Пересдача итогового сочинения состоится 4 февраля.

Выпускники прошлых лет могут написать сочинение 6 мая (на добровольной основе). Напомним, что за сочинение при поступлении в ВУЗ можно получить до 10 дополнительных баллов.

Оценивать сочинение будут по пяти параметрам:

  • Соответствие теме;
  • аргументация и использование литературных источников;
  • композиция;
  • качество речи;
  • грамотность.

Вузы разрешили собственные критерии для оценки сочинений абитуриентов и собственную шкалу оценки. Максимальный балл за сочинение — 10 баллов.

Критерии оценки выпускного сочинения1. Глубина раскрытия темы

Обучающийся раскрывает тему сочинения и /или отвечает на поставленный вопрос, аргументирует свои тезисы в соответствии с формулировкой темы, тезисы аргументированы обращением к тексту литературного произведения и/или фактам истории, культуры, обращение к тексту того или иного литературного произведения и/или к тому или иному факту истории, культуры оправдано логикой и содержанием сочинения — 2 балла.

Обучающийся раскрывает тему сочинения поверхностно и /или отвечает на поставленный вопрос, и/или аргументирует свои тезисы в соответствии с формулировкой темы, но не обращается к тексту литературного произведения или фактам истории, культуры, и/или обращение к тексту литературного произведения и/или фактам истории, культуры не оправдано логикой и содержанием сочинения — 1 балл.

Обучающийся не раскрывает тему сочинения, не даёт ответа на вопрос, и/или обращение к тексту литературного произведения и/или фактам истории, культуры отсутствует — 0 баллов.

2. Знание текста художественного произведения и/или фактов истории, культуры

Обучающийся показывает знание текста, апеллирует к тексту в своих суждениях (интерпретирует, цитирует, комментирует, пересказывает, анализирует) текст художественного произведения, и/или обнаруживает знания фактов истории и культуры (интерпретирует, анализирует, комментирует их). Фактические ошибки и неточности отсутствуют — 2 балла.

Показывает недостаточное знание текста и/или неумение его анализировать и интерпретировать, подменяя анализ и интерпретацию пересказом и/или допускает не более 3 фактических ошибок в знании текста или фонового материала — 1 балл.

Показывает незнание текста, неумение его анализировать и интерпретировать и/или допускает более 3 фактических ошибок — 0 баллов.

3. Культурологическая и/или филологическая компетентность

Обучающийся применяет термины и понятия литературоведения, культурологии, искусствоведения в качестве инструмента интерпретации и анализа — 1 балл.

Не применяет термины и понятия литературоведения, культурологии, искусствоведения — 0 баллов.

4. Композиционная цельность и логичность изложения

Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логично связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов — 2 балла.

Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями, и/или мысль повторяется и не развивается — 1 балл.

В сочинении не прослеживается композиционного замысла; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения — 0 баллов.

Примечание

Учитель вправе поставить 1 дополнительный балл за самостоятельность мышления, творческий, нестандартный подход, оригинальность стиля.

5. Следования нормам речи

Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 речевых ошибок — 2 балла.
Допущены 3 – 4 речевые ошибки — 1 балл.
Допущено 5 и более речевых ошибок — 0 баллов.

Рекомендации по переводу баллов в школьные оценки (по пятибалльной системе):

Цитата:
5 — 8, 9, 10;
4 — 6, 7;
3 — 4, 5;
2 — 1, 2, 3;
1 — 0 
Данный вариант концепции итогового сочинения находится на экспертизе; не является окончательным и не утвержден:
  • Сочинение должно стать формой допуска к итоговой государственной аттестации.
  • Сочинение в 11 классе проводится сочинение в середине декабря (для несдавших пересдача — в феврале)
  • Министерство ежегодно объявляет 6 тематических направлений, в рамках которых проводится Всероссийский конкурс тем для сочинений. Все предложенные участниками темы публикуются в открытом доступе; из них экспертная комиссия отбирает по 1 теме каждого из 6 направлений для каждого из 8 часовых поясов (всего 48 тем). Эти комплекты тем должны быть закрыты.
  • Сами направления увязываются с ключевыми событиями, памятными датами и юбилеями текущего года; предложены литературное, историческое, культурологическое, патриотическое и др. направления, их круг еще будет обсуждаться – и ежегодно обновляться.
  • Проводится сочинение на базе либо школы, либо центра сдачи ЕГЭ – это еще обсуждается; написанное сочинение сканируется, после чего оригинал проверяется учителями школы, а электронная копия отправляется в банк РЦОИ (региональный центр обработки информации) или т.п., в том числе возможно остается в школе (обсуждается).
  • Первый год сочинение оценивается — зачет/незачет. В дальнейшем возможны изменения.
  • Выпускник по желанию может запросить в РЦОИ не проверенную школой заверенную копию сочинения и предоставить ее в приемную комиссию вуза, если вуз заранее объявил о том, что рассматривает в составе портфолио допускные сочинения, и обнародовал критерии их оценивания и начисления дополнительных баллов (до 5) к принимаемым результатам ЕГЭ. В таком случае вуз формирует предметную комиссию по проверке сочинений.
  • В ближайшее время надо будет выработать критерии оценки допускных сочинений и окончательно определить число и состав тематических направлений.

Уточнения от от 27.05.2014

1) Итоговое сочинение будет проводиться в рамках промежуточной аттестации обучающихся, что потребует внесения в нормативные акты пункта об обязательности этой формы, так как ее результаты будут являться основанием допуска обучающихся к ЕГЭ;

2) Сочинение будет проводиться в образовательных учреждениях, проверяться учителями при возможном привлечении независимых экспертов и участии представителей творческих профессий и оцениваться по системе «зачет / незачет» в декабре текущего года (пересдача – в феврале следующего);

3) К 1 сентября будет определяться открытый банк из 6 тематических направлений, сами темы в рамках этих направлений будут закрытыми; вопрос о том, какой орган определяет эти направления – и как формируются закрытые перечни тем по ним, еще требует проработки;

4) Вузы имеют право к 1 октября объявить условия учета результатов написания сочинения и, организовав в рамках работы приемной комиссии проверку заверенных копий сочинений, добавить к имеющимся у абитуриента баллам ЕГЭ до 10 дополнительных баллов.

Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: